В АО «Воентелеком» уже более трёх лет работает Учебный центр, в котором проходят обучение и сотрудники компании, и сторонние специалисты. Как и почему появился собственный центр обучения, какие сложности поджидали организаторов и чему можно научиться в Учебном центре, расскажет его руководитель Ирина Львовна Милютина.
– Как и когда возникла идея об организации учебного центра?
– Идеи о том, что «Воентелеком» может начать образовательную деятельность, появились впервые ещё в 2016 году. Инициатива создать учебное подразделение принадлежала руководству компании. Тогда в «Воентелеком» часто обращались заказчики, которым не хватало компетенций для осуществления своих должностных обязанностей, например, при эксплуатации современного цифрового оборудования. Но для создания любого учебного проекта необходимо было получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Это позволило бы выдавать слушателям при успешном окончании курсов удостоверение о повышении квалификации или диплом о переподготовке.
Лицензирование образовательной деятельности могло бы стать дополнительным источником доходов для «Воентелекома». Постепенно идея утвердилась окончательно, решение об основании в компании собственного Учебного центра было принято, и мы начали процесс получения лицензии.
– Как получали образовательную лицензию? Были ли сложности? Как проходил этот процесс?
– Перед получением лицензии на осуществление образовательной деятельности мы провели подготовительные работы: разработали дополнительные профессиональные программы, оформили их в соответствии с требованиями Минобрнауки. Потребовалось собрать большой пакет документов, к его подготовке подключилась практически вся компания: работники департамента правового обеспечения, департамента хозяйственного обеспечения, отдела охраны труда, департамента по работе с персоналом и многие другие заинтересованные подразделения.
Отдельное внимание мы уделили подготовке помещений и оснащению учебных аудиторий, они тоже должны соответствовать определённым требованиям. Для этого мы вызывали, в том числе, сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.
Подготовленные документы были направлены в Министерство образования и науки. Документы приняли, и после выездной проверки представителей Министерства мы получили долгожданную лицензию на осуществление образовательной деятельности. Это случилось 23 декабря 2019 года, и эту дату можно считать официальным днём рождения нового учебного проекта Общества.
– Где проходит обучение? Где находятся учебные помещения и как они оборудованы?
– Сначала при выборе помещений исходили из наличия имеющихся, соответствующих требованиям для проведения учебных мероприятий. Одним из вариантов был актовый зал, находящийся в здании Центрального офиса. Другим вариантом стала переговорная комната во втором корпусе, в ней мы планировали проводить специализированные занятия. Третьим (и основным) учебным помещением стала переговорная аудитория первого корпуса, оснащённая всем необходимым: оборудованными рабочими местами, современной маркерной доской, проектором и экраном. Все предложенные варианты прошли проверку комиссии из Минобрнауки, и сейчас они и используются для занятий.
– Как разрабатываются учебные программы?
– Перед созданием нового курса мы оцениваем, насколько необходима программа, будет ли она востребована среди заказчиков, кто составляет целевую аудиторию программы. Сопоставив все факторы, мы и приступаем к разработке новой программы и её дальнейшей реализации. Идеи программ часто подсказывают заказчики, которые нуждаются в специалистах того или иного профиля.
Одна из наших новинок - трёхдневная программа для операторов пункта документального обмена, также созданная по пожеланиям заказчиков. Программа стартовала в марте, но уже сейчас стало понятно – она будет востребована. Мы получили позитивную обратную связь от слушателей первого набора и последующие группы уже укомплектованы.
Отдельное важное направление - дополнительная профессиональная программа переподготовки «Педагогическая деятельность». Её цель - углубление знаний и умений, развитие профессиональных знаний и умений в сфере педагогики профессионального дополнительного образования. Мы разработали программу в основном для собственных нужд, но по ней могут учиться и сторонние заказчики. Это очень практично: нам не нужно отправлять наших коллег в другие обучающие центры, мы собственными силами готовим преподавателей.
Особое внимание мы уделяем подготовке персонала компании по электробезопасности и охране труда. Раньше мы направляли наших работников к сторонним провайдерам, это соответствовало законодательству в этой сфере, но существенно обременяло «Воентелеком» финансово. Сейчас мы имеем всю необходимую базу для обучения работников собственными силами: утвержденные программы по охране труда и электробезопасности, оборудованы помещения, оформлены информационные стенды, подготовлены преподаватели.
Часть курсов мы проводим дистанционно, используя онлайн-платформу. Использование современных средств дистанционного обучения существенно расширяет наши возможности, например, работники кабельных участков проходят обучение по электробезопасности в удобное для себя время, для этого можно использовать любой гаджет, а приехать в центральный офис им нужно только один раз в год - для прохождения комиссии по электробезопасности и получения удостоверения.
– Как и где Учебный центр ищет преподавателей?
– Первыми нашими преподавателями были специалисты «Воентелекома». Затем мы начали приглашать в качестве педагогов коллег-экспертов, которые привносят идеи новых курсов и принимают участие в разработке учебных программ. Чтобы стать преподавателем, нужно иметь не только экспертные знания, но и желание преподавать, быть мотивированным, уметь доступно объяснять сложные вопросы, понимать запросы слушателей, находить индивидуальный подход к каждому ученику. Наши слушатели имеют совершенно разный уровень подготовки, поэтому индивидуальный подход к каждому обучающемуся очень важное условие успешного проведения курсов.
– Как вы видите развитие проекта по образовательной деятельности? Какие перспективы у Учебного центра?
– Когда мы только начинали проект, в послепандемийное время, – он был убыточным, а по итогам 2022 года рентабельность проекта составила 56%. Это отличный показатель, однако мы не собираемся останавливаться на этом. С каждым годом мы расширяем спектр предоставляемых дополнительных профессиональных программ, с 2022 года мы собственными силами обучаем работников в сфере охраны труда и электробезопасности, с 2023 года к этому добавятся программы по пожарной безопасности. Развивается блок дистанционного обучения. Мы планируем запустить для заказчиков дистанционные курсы, например, для того, чтобы часть обучения они могли проходить самостоятельно. Тогда у нас появится возможность больше учебного времени отвести на практическую подготовку. Есть замысел проводить в очном и дистанционном формате тренинги и мастер-классы по развитию коммуникативных навыков, эмоциональному интеллекту, тайм-менеджменту и другим востребованным направлениям личностного роста. Одним словом – у нас большие планы, есть силы и мотивация для их осуществления!