«Связь специального назначения необходимо переформатировать под национальные задачи»

«Связь специального назначения необходимо переформатировать под национальные задачи»Активное развитие военной связи может стать хорошим примером для гражданского телекома, надо лишь создавать условия для взаимных интересов разработчиков, производителей и заказчиков, считает руководитель департамента системно-технического развития АО «Воентелеком» Андрей Тюрин.

«Мы ориентируемся в первую очередь на заказчика»

— Какой подход к развитию сетей связи специального назначения сейчас актуален?

— Несколько лет назад, когда цифровизация в военной связи только начиналась, сети специального назначения выстраивались по участкам, с выходом на сети общего пользования. Тогда для гражданской, да и для военной связи ещё не стояла так остро, как сейчас, проблема импортозамещения. При оснащении объектов связи внимание концентрировалось на предоставлении дополнительных сервисов, а номенклатура оборудования впрямую зависела от потребностей того или иного участка: где-то в первую очередь требовалась видеоконференцсвязь, а где-то — IP-телефония или коммутация. С новыми требованиями к защите информации и безопасности связи необходимо развивать магистральные направления и объединять фрагменты ранее построенных участков сети. При разработке оборудования на перспективных технологиях мы учитываем не только особенности функционирования этих участков, но и возможность увеличивать их ёмкость для предоставления новых сервисов. Поскольку речь идёт о сетях, предназначенных для нужд органов государственной власти, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, требования очень жёсткие, ведь связная техника регламентируется ФСТЭК, ФСБ и Министерством обороны РФ. Однако решение даже самых сложных задач нам удаётся укладывать в отведённые сроки.

— Вы предлагаете строить новые сети на отечественных решениях?

— Точнее было бы сказать, мы предлагаем их переформатировать под национальные задачи. Продукция двойного назначения, которую Воентелеком разрабатывает и аккумулирует в комплексных решениях, прекрасно себя чувствует в любых сетях. При этом, конечно же, учитывается специфика архитектур: для военных и гражданских систем она имеет существенные отличия. Мы ориентируемся в первую очередь на заказчика, предлагаем своё видение вариантов выполнения поставленной перед нами задачи и формируем современное, отвечающее требованиям информационной безопасности решение. Одновременно мы выявляем возможные проблемы при сопряжении оборудования в одной системе, подключаем к проекту разработчиков и производителей, если необходима реализация дополнительных функциональных требований заказчика. На стадии проектирования сети выстраивается практически весь алгоритм её эксплуатации, с учётом последующей модернизации и масштабирования.

— Как вы взаимодействуете с разработчиками и производителями?

— Силами научно-технического центра и центра разработки инфраструктурных решений, которые входят в состав департамента, за несколько лет создан представительный пул предприятий и организаций, с которыми плотно взаимодействуют наши специалисты. На сегодняшний день протестировано около 150 образцов российского оборудования, база данных содержит техническое описание десятков изделий по самым разным направлениям: маршрутизация, видеоконференцсвязь, оборудование передачи данных, IP-телефония, оборудование информационной безопасности… Обратившись к нам, заказчик сможет быстро заменить в локальной сети одновременно импортное оборудование по любому из направлений, не отвлекаясь при этом на поиски отечественных компаний какого-то узкого профиля, или даже провести полный апгрейд на основе современных систем. И такая сеть ни в чём не будет уступать той, которую заказчик эксплуатировал прежде. В любую из разрабатываемых систем входят изделия Воентелекома, — думаю, это лучший гарант качества предлагаемых нами решений. Сейчас мы выходим на новый уровень взаимодействия с разработчиками и производителями. Усилия нашего департамента сконцентрированы на установлении и налаживании контактов с профильными отечественными компаниями уже не в целях поиска и тестирования отдельных изделий, а в расчёте на подготовку совместных технических решений и апробации их на лабораторных площадках Воентелекома. В соответствии с конкретной задачей, каждый такой проект можно быстро довести до готовности. Это сэкономит время заказчика и сократит сроки выполнения системного решения.

— Экономим время — экономим деньги?

— Размещённое в сетях связи лет 10–15 назад оборудование морально и физически устарело, выработало свой технический ресурс. И сейчас время играет против заказчика, ведь срочные услуги и экстренно поставленная техника на рынке всегда стоят гораздо дороже, чем то же самое, но осуществлённое в разумные сроки. Любое наше решение — это, прежде всего, российские унифицированные технологии и образцы, необходимые для обеспечения импортонезависимости. Воентелеком готов предоставить коммерческим компаниям и организациям с государственным участием проект любой сложности и архитектуры и не только предложить линейку унифицированных решений на основе отечественного общего и специального программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, но и обеспечить их полный жизненный цикл. Наш департамент как ведущий в этом направлении создаёт непосредственно сами решения и совместно с коллегами готовит их к реализации.

— Чем ваши решения интересны заказчику?

— Они сокращают номенклатуру оборудования, что сразу же значительно снижает общую стоимость проекта. Мы готовы предложить на выбор не один, а сразу два-три проекта — с готовой архитектурой, инфраструктурой, спецификацией, экономическими расчётами. Проекты могут быть разными — например, для сотни пользователей или сразу для тысячи, с локальной или распределённой инфраструктурой различного уровня, от нескольких предприятий до большой филиальной сети. Мы одинаково внимательно отнесёмся к любому предложению, вне зависимости от того, захотел ли заказчик начать знакомство с изделиями компании на уровне тестирования или пилотного проекта предлагаемых решений. При этом под любой наш проект он может получить различные варианты взаимодействия, от поставки и пуско-наладки комплексного решения «под ключ» до предоставления его в виде сервиса с возможностью снижения капитальных затрат на внедрении.

«Только сплочённая команда способна выполнить любую задачу»

— Что вы считаете главным для себя как руководителя департамента?

— Умение создавать из отдельных специалистов эффективные работоспособные коллективы — группы, отделы, которые могли бы решать масштабные задачи в поле общих интересов. По аналогии можно представить некую инфраструктуру автоматизированной системы, в которой каждый из компонентов, элементов этой инфраструктуры, выполняя свою определённую функцию, в конечном итоге обеспечивает работоспособность всей системы. И здесь важны, опять же по аналогии, качественные характеристики каждого из компонентов. Подбирая группы, обращаю внимание на опыт, склонность к решению тех или иных задач, увлечённость процессом работы. Многие из тех, с кем я сегодня в команде, — именно в команде, а не под руководством, — мне знакомы по прежней совместной работе в центре разработки и испытаний информационных и телекоммуникационных систем. Это во многом облегчает мне работу в департаменте и помогает найти взаимопонимание даже в самых сложных вопросах. Хочу подчеркнуть, что только сплочённая команда способна выполнить любую поставленную перед ней задачу.

— Что для вас означает личный опыт?

— Думаю, это то главное, без чего молодому специалисту невозможно состояться как профессионалу. После окончания Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций я больше десяти лет проработал в различных компаниях. Приходилось участвовать в проектах различной сложности, от строительства и эксплуатации региональных сетей связи до создания ЦОДов, проектирования и внедрения различных ИТ-систем, систем информационной безопасности, автоматизированных систем управления технологическим процессом, было несколько международных проектов. Каждый из них в чём-то укрепил мои знания или придал уверенности в каких-то областях. Однако прежний опыт решает многое, но отнюдь не всё. Поэтому стараюсь при возможности участвовать в обучающих семинарах, программах повышения квалификации. Очень важным считаю общение с коллегами, руководителями смежных департаментов. Мы все выполняем разные задачи, участвуем в различных проектах, но у нас одна общая цель — стать передовым интегратором отечественных решений и компанией полного жизненного цикла, и достичь её можно лишь совместно. В компании есть специалисты высочайшего класса. От них к тому, что уже знаешь, обязательно получаешь что-нибудь ещё — пример из практики, оригинальную мысль, интересное решение. Даже замечание по проекту способно подтолкнуть к какому-то новому подходу к исполнению задачи, главное, чтобы замечание было конструктивным и по существу.

— Среди ИТ-специалистов системных архитекторов не так уж и много. Ведь чем больше масштаб проекта, тем выше ответственность, это с одной стороны, а с другой, необходимо уметь «видеть» систему задолго до того, как она будет построена. Чем для вас интересна архитектура?

— По основной специальности я инженер сетей связи и систем коммутации и вычислительной техники и начинал, понятно, с архитектурных решений. Моим первым проектом была сеть для университетского общежития. Потом перешёл в эксплуатацию, что считаю неотъемлемой частью работы любого специалиста. Только там можно понять все недоработки при проектировании и строительстве сетей связи. Позже, занимаясь разработкой, проектированием и внедрением сетей связи, пользовался всем багажом ранее полученных знаний и всегда стремился построить идеальную сеть. В итоге я понял, что сети связи — это лишь инструмент доставки услуг пользователям и что в дальнейшем будут востребованы только комплексные решения, совмещающие в себе сетевые технологии и технологии безопасности, именно они определят будущее инфотелекоммуникаций. Поскольку рынку нужны универсальные специалисты, это подвигло меня погрузиться в советующие области. В итоге проекты, в которых я участвовал, научили меня видеть задачу в объёме, в совокупности всех её деталей. При этом мне всегда было интересно не просто отработать задачу, а при возможности добавить в решение что-то необычное, привнести новое, опираясь не только на свой, но и на мировой опыт, и как я уже говорил, предоставить заказчику идеальную инфраструктуру. Считаю, что системный архитектор — это человек, который создаёт новое, это своего рода творчество, а не копирование под лекало уже имеющихся наработок.

— Какое личное качество вы считаете определяющим в вашей работе? Каким примером из своей профессиональной практики вы могли бы это проиллюстрировать?

— В первую очередь, я связист, корни мои лежат там, поэтому я в большей мере реалист, который всегда рассматривает самые плохие варианты в работе проектируемой архитектуры. И уж точно могу сказать, что во мне нет ни толики консерватизма. Я всегда готов к новому. Пытаясь примерить это новое на архитектурные решения, которые уже существуют, ищу все плюсы и минусы — и продолжаю свои поиски дальше. Считаю, что нельзя останавливаться, всегда надо идти только вперёд. Если говорить о примерах из своей практики, то могу привести их несколько, в первую очередь — это те международные проекты, которые я с группой единомышленников реализовал в ряде стран. Например, полностью виртуализированная инфраструктура предоставления различных информационных сервисов (сейчас это называют модным словом «облако»). Всё было собрано из стандартных серверов и OpenSource решений. Другой пример — мой переход в Воентелеком: я ещё раньше начал интересоваться программно-определяемыми сетями, поскольку решения виртуализации сетевых функций опробовал на прежних проектах. Это направление как раз я и подхватил во вновь созданном центре разработки.

— Есть ли у вас свой проект мечты, который вы хотели бы осуществить через пять-десять лет?

— В качестве такого проекта я вижу самоорганизующуюся инфраструктуру, основанную на искусственном интеллекте. Мне даже кажется, это произойдёт не в десятилетней перспективе, а раньше. Мы уже сейчас работаем с контейнерной виртуализацией и распределёнными системами хранения данных, программно-определяемые сети уже внутри. А виртуализировать сетевые функции для нас не проблема. Автоматизация всего и вся — это тренд последних двух лет, мы как раз этим и занимаемся. А дальше просто надо будет передать всё это в руки искусственного интеллекта, и дело сделано. Так что, думаю, надо постараться выполнить свою пятилетку, как это было принято раньше, всего за три года (смеётся)!

Беседовал Сергей Чевгун
STOP коррупция