Олег Савицкий, |
— Олег Константинович, а с чего вообще началась связь?
— С барабанов, — улыбнулся Олег Савицкий и добавил: и это не шутка. Связь человеку нужна была всегда, особенно в случае опасности, поэтому стали придумывать средства сигнализации. Сначала это были большие барабаны — тамтамы с низким звуком. Почему с низким? Любой радиолюбитель знает: чем ниже звук, тем длинней волна. Свойство же длинных волн — скользить по поверхности, огибая препятствия. Барабан можно было услышать километров за 10. Были и сигнальные костры. Чем больше, тем лучше — быстрей заметят. От костров в армии мира пришли такие визуальные средства связи, как сигнальные ракеты.
Несколько тысячелетий армию выручали гонцы, вопрос был лишь в скорости передачи данных. В историю вошёл подвиг древнегреческого воина Филиппидеса. Перед решающей битвой с персами афиняне отправили этого воина в Спарту с просьбой о военной помощи. За сутки Филиппидес пробежал почти 240 километров и передал важное сообщение. Помощь подоспела вовремя, и персидское войско было разбито.
— Без гонцов, наверное, не обходилось ни одно войско?
— Да, и русская армия тоже. В России первую профессиональную военно-полевую почту учредил Пётр I. Произошло это ровно 300 лет назад — в 1716 году, во время войны со Швецией. Тогда даже построили временные дороги — военно-полевые линии, от Москвы и Санкт-Петербурга в сторону западной границы — к местам дислокации русской армии. Военно-полевая связь работала со скоростью не менее 15 вёрст в час. Государственные курьеры несколько раз меняли в дороге лошадей, поэтому сообщения доставлялись адресатам без задержек. В войне 1812 года при командирах обязательно были вестовые и адъютанты. До середины XIX века они оставались единственным «средством связи» в боевой обстановке.
— А когда в русской армии появилась первая аппаратура связи?
— В середине XIX столетия. Этот век вообще богат на изобретения: всего за 100 лет человечество успело создать электродвигатель, лампу накаливания, фотоаппарат, подводную лодку, трактор, паровоз… Велосипед, кстати, тоже был изобретён в XIX веке. Думаю, с этим периодом можно сравнить только наше время. А вот первым связным аппаратом стал проводной телеграф. Его применила русская армия в Крымской войне, и с тех пор он постоянно совершенствовался. С телеграфа начался, собственно, технический этап в истории военной связи, который продолжается уже 160 лет и вряд ли завтра закончится.
— Что не устраивало изобретателей в первом телеграфе?
— Прежде всего, скорость передачи информации. И здесь конструкторы шли каждый своим путём. Например, русский изобретатель Зиновий Слонимский предложил метод одновременной встречной работы передающих аппаратов, иначе говоря, открыл дуплексную телеграфию. И пропускная способность канала связи сразу же увеличилась в два раза. А французский конструктор Жан Бодо создал аппарат, который позволял по одной линии передавать одновременно несколько телеграмм, причём в обоих направлениях. Бодо впервые использовал в своём аппарате буквопечатающее устройство. Это было удобно: наклеил телеграфную ленточку на бланк — и всё, телеграмма готова. Аппараты Бодо использовались в Великой Отечественной войне, на уровне военного округа и командования фронтом. Скорость передачи достигала 760 знаков в минуту. Ещё один русский инженер, Григорий Игнатьев, предложил метод мультиплексирования, построенный на принципах частотного деления каналов. По одной паре проводов можно было передавать телеграфное сообщение и одновременно говорить по телефону. Принцип частотного деления применяется до сих пор, в том числе — в цифровых многоканальных системах передачи данных. В современном телекоме производительность, или пропускная способность, — одна из наиболее значимых тактико-технических характеристик оборудования. Российский программный маршрутизатор, созданный под руководством и при непосредственном участии нашей компании, ничуть не уступает импортным аналогам. Не случайно министр промышленности и торговли Денис Валентинович Мантуров назвал маршрутизатор в числе наиболее прорывных проектов. К таким же он отнёс достижения в сегментах оборудования систем широкополосного беспроводного доступа, пакетной передачи голоса.
— Уже в нашем веке в Екатеринбурге был установлен монумент военному связисту с катушкой за спиной и телефонной трубкой в руке. А когда телефонная связь появилась в войсках?
— Проводной телефон конструкции Александра Белла впервые пришёл в Россию в 1879 году. Новое средство связи заинтересовало военное ведомство. Начались испытания телефона в полевых условиях. И лет через пять голосовой проводной связью уже начали пользоваться полки и дивизии. Телефон стал одним из самых значимых событий. А когда Александр Попов изобрёл радио, связисты получили возможность передавать сообщения на сколь угодно большие расстояния. Почти сразу же появились радиотелеграф и радиостанция, впервые их применили для управления войсками в Маньчжурии. Этот опыт был позже использован в Первой мировой войне. Другое дело, что система управления военной связью тогда была ещё несовершенной. Не существовало никакого совместного плана, одни общие указания. Организацией и развитием связи каждый штаб занимался сам по себе. И только после 17-го года, когда была создана Красная Армия, в ней появились боеспособные и хорошо организованные войска связи. Тогда же было сформировано Управление связи РККА. С тех пор 20 октября отмечается как День военного связиста.
— Какая техника интересовала в то время военных?
— Двадцатые годы — это время повального увлечения радио. Схемы детекторных приёмников, от самых простых до самых сложных, печатались во всех журналах. Радиолюбители собирали такие приёмники массовым порядком. В 1920 году при начальнике связи РККА был учреждён военно-технический совет, который отвечал за организацию и развитие военной связи. А непосредственно разработка технических средств велась в специально созданном научно-исследовательском институте, сейчас он известен как 16 Центральный НИИИ Минобороны. До войны институт разработал и поставил на вооружение более десяти типов радиостанций различного назначения — общевойсковых, танковых, самолётных. В 30-х годах были освоены КВ-и УКВ-диапазоны, появились первые радиостанции на кварце — с фиксированной частотой. Многое было разработано перед войной, в серийное производство эта аппаратура пошла уже в военные годы.
— Но современные средства связи в армии всё-таки уже были?
— Были, но немного. Армия — очень сложная структура и перестраивается, к сожалению, не так быстро. Даже когда началась война, немало военачальников по старой привычке продолжало надеяться на фиксированную связь. Телефон — вещь хорошая, никто не спорит, но у него есть недостатки. Дальность связи ограничивает катушка с проводом, а в ней всего 500 метров. Можно взять 10 или 20 катушек, не вопрос. Но одно дело — организовать связь в дивизии, когда по фронту надо протянуть 8–12 километров провода, а в глубину обороны — вдвое меньше, и совсем другое — связаться с военным округом километров за 50 или 100.
Проводная связь в боевых условиях крайне уязвима. Ведь что получилось? Предвоенная войсковая связь базировалась преимущественно на государственных воздушных линиях — военный провод крепился на обычных столбах электропередачи. В ночь на 22 июня немецкими диверсантами были перерезаны телефонные линии практически во всех приграничных районах, где начались боестолкновения с передовыми частями противника. Войска в западных военных округах остались без связи и управления.
— В каких направлениях развивалась радиосвязь в военное время?
— В войну страна вступила, имея на вооружении много технически устаревшей аппаратуры. Наладить массовый выпуск радиостанций, средств радиоразведки, радиоподавления удалось не раньше, чем крупнейшие радиозаводы были эвакуированы на Урал. Кстати, некоторые филиалы нашей компании — ремонтные заводы средств связи были созданы именно в то время. Однако уже в 1942 году была запущена в серийное производство первая переносная отечественная УКВ-радиостанция А-7 с частотной модуляцией, разработанная Георгием Шитиковым. При мощности передатчика всего один ватт дальность устойчивой связи А-7 составляла восемь километров, что по тем временам казалось фантастическим результатом. Радиостанцией начали оснащать стрелковые и артиллерийские полки. В 1943 году промышленность ежемесячно выпускала до 1 000 комплектов А-7, которые сразу же поступали на передовую. Только за первые два года войны оборонная промышленность разработала и выпустила более десяти типов стационарных и портативных радиостанций, предназначенных для различных видов войск. Например, полудуплексная приёмо-передающая КВ-радиостанция РБ заняла своё место в основном на командных пунктах батальонов и полков. Она позволяла координировать совместные действия пехоты, артиллерии и танков на площади в десятки квадратных километров. Ещё одной популярной радиостанцией в войсках стала переносная КВ-станция «Север-бис» с дальностью связи до 500 км… Войну части связи закончили на очень высоком техническом уровне.
— Как этот опыт организации войск связи, создания и применения технических средств был использован в послевоенное время?
— Развитие техники связи строилось именно с учётом полученного опыта. В 50-е годы конструкторов волновали такие качества радиоаппаратуры, как защищённость, устойчивость, безотказность… На военных каналах связи стала широко применяться аппаратура засекречивания, очень быстро совершенствовались средства радиоэлектронной борьбы и радиоразведки. Начались опыты по созданию радиопередатчиков на высоких и сверхвысоких частотах, появились радиостанции более широкого диапазона, с автоматической перестройкой длины волны.
Активное развитие получил новый вид связи, организованный с помощью радиорелейных станций. В 70-х годах началось строительство системы тропосферной связи, в котором участвовали страны Варшавского договора — Болгария, Чехословакия, Румыния и другие. К разработке проекта этой глобальной системы был привлечён и наш филиал — 17 Центральный проектный институт связи. Тогда же стал развиваться ещё один вид связи — через орбитальные станции. Последним крупным проектом советских времён стали работы по созданию единой системы управления военной связью. Проект был свёрнут одновременно с распадом Советского Союза. Потом наступили сложные во всех отношениях 90-е годы, однако военная связь их смогла пережить. А в нулевые начался новый — цифровой — этап её развития.
— Насколько изменились требования к технике связи?
— На фронте ценилась надёжность аппаратуры, её живучесть. И вот, вы посмотрите на военную технику: ей может быть сколько угодно лет, а она выглядит так, словно только вчера с конвейера. Хорошо, когда изделие настолько качественное. Но если старая техника присутствует в армии, это уже плохо. Пришло время совершенно других технологий и тех неисчерпаемых возможностей, которые они предоставляют. Постоянно увеличиваются объёмы информации, повышается производительность, растёт скорость. Соревнование идёт буквально за секунды. Для современной армии даже доля секунды в боевой обстановке может значить гораздо больше, чем для древних воинов — день или час.
Носители вооружения сегодня практически достигли своего физического предела, будь то танки, самолёты или ракеты. Но вот что касается электроники, то последние 30–40 лет она меняется постоянно. Причём не только в образцах, но и в самой системе управления вооружением. Идёт борьба за информационное превосходство — необходимо постоянно увеличивать объём данных о потенциальном противнике и вероятном объекте поражения, повышать скорость целеуказаний и наведения.
Основу такого превосходства как раз и создаёт телеком. Только ему подвластно безо всяких революций в технологиях вооружений обеспечить им лидирующие позиции. Оборудование, разрабатываемое нашей компанией в межотраслевой кооперации и уже поставляемое в войска, способно полностью вывести военную связь на высокотехнологичный уровень. Эту работу мы сейчас активно ведём совместно с Главным управлением Связи ВС РФ.